Помните времена, когда мы покупали пригнанные из Германии 10-летние автомобили и ездили в обычные гаражные автомастерские, потому что считали официальные сервисы уделом олигархов?
Если да, то вам знакома ситуация, когда мастер, проводя диагностику неисправности вашей машины, говорил что-то вроде “Ну кто вам так отрегулировал карбюратор?” или “Какой кулибин ремонтировал вам ходовую?”.
В такой ситуации оставалось только развести руками и доверить свое авто “истинному профессионалу”, который на поверку оказывался точно таким же кулибиным, как и предыдущие, и только везение или рекомендации друзей могли прервать череду экспериментов над ослабевшей конструкцией вашего любимого транспортного средства.
Возможно, именно тогда и родилась идея написать статью о профессиональной ответственности перед клиентом, о том, что настоящие профи должны делиться с неискушенными заказчиками секретами, как отделить мух от котлет и распознать горе-специалистов, изображающих из себя суперпрофи.
Сегодня эта идея воплотилась в рассказ о десяти признаках, отличающих реального маркетера от самопровозглашенного гуру.
1. Анализирует ситуацию. Настоящий маркетер никогда не скажет сходу, что вам нужно сделать, чтобы начать лучше продавать ваш продукт - сначала он вникнет в проблему.
2. Изъясняется понятным для вас языком. Если человек, представившийся как гуру маркетинга, начинает грузить вас специфическими терминами, половину из которых вы не можете знать по определению, - он скорей всего пытается вас сбить с толку и показаться умнее, чем есть на самом деле.
3. Говорит кратко, ведь в этом и состоит талант настоящего маркетолога. Он всегда излагает мысли четко и ясно, не растекаясь мыслью по древу и используя минимум слов для передачи смысла.
4. Умеет слушать. На первой встрече он задает вам вопросы и старается узнать, в чем ваша проблема. Если же человек битый час только и делает, что рассказывает о собственных заслугах и достижениях своей компании, то и в ходе вашего сотрудничества его, скорей всего, будут интересовать лишь личная выгода и индустриальные награды, которые можно получить с помощью вашего маркетингового бюджета.
5. Его теории соответствуют практике. Проверьте, использует ли он сам инструменты, которые предлагает вам. Если у маркетера нет своего блога и он слабо представлен в соцмедиа, это повод задуматься о его его профессиональном уровне. Лучшие рекомендации маркетеру может дать созданный им качественный, оригинальный контент, подтверждающий его квалификацию, который должен быть легко найден с помощью Яндекса или Google. Разговоры о том, что у него нет времени на подобную ерунду, не могут быть сколь-либо принимаемым во внимание обстоятельством.
6. Не допускает безапелляционности и категоричности в суждениях. Маркетинг - это искусство общения, и как не бывает единственно возможного способа общения, так и не может быть безальтернативного маркетинг-плана. Если собеседник без тени сомнения утверждает, что вам нужно сделать именно так, а не иначе, это повод задать более каверзный вопрос - например, о договоренностях с конкретными подрядчиками из маркетинг-плана.
7. Общается с вашими покупателями. Чтобы понимать, как убедить ваших покупателей в том, что именно ваш продукт сделает их жизнь лучше, настоящий маркетер должен тесно пообщаться с ними и выяснить все тонкости их взаимоотношений с вашим продуктом. В противном случае у вас должен возникнуть закономерный вопрос - каким образом можно убедить незнакомых людей принять решение о покупке именно вашего продукта.
8. Умеет мыслить стратегически. Настоящий маркетер видит картину мира целиком, а не только с точки зрения используемых коммуникационных инструментов. Например, есть гуру онлайн-маркетинга, Social media маркетинга, мобильного маркетинга и т.д. Маркетинг требует объединения всех инструментов с целью убеждения потенциальных покупателей выбрать вас, а значит вам нужен партнер, который понимает, как это сделать, а не специализируется на конкретном способе продвижения, который “работает”.
9. Его метод - анализ и ежедневная оптимизация. Сегодня маркетинг требует постоянной оптимизации, т.к. невозможно изначально спрогнозировать реакцию потенциальных покупателей на ваши активности. Настоящий маркетер должен сразу сказать вам, что первоначальная стратегия как полено Папы Карло: только в результате упорной ежедневной работы -анализа и оптимизации - рождается Буратино.
10. Критерий его работы - привлечение новых покупателей вашего продукта. Настоящий маркетер, который действительно может вам помочь, не станет прикрываться вторичными показателями KPI вроде СРР, СРМ, СРС, GRP и т.д. Его работу, как и стоимость его услуг, нужно оценивать только количеством новых покупателей.